VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование и изучение вопросов безработицы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006602
Тема: Исследование и изучение вопросов безработицы
Содержание
Введение



Сфера труда является очень важной и многоплановой областью социально-экономической общественной жизни. Данная сфера включает в себя как рынок труда, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке рабочей силы осуществляется оценка стоимости рабочей силы, определяются условия найма работников, в том числе величина зарплаты, трудовые условия, возможность получения необходимого образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. На рынке рабочей силы отражаются главные тенденции в динамике занятости, ее особо важных структурах.

На основании того многообразия внутренних регулирующих инструментов на рынке труда, а также в силу той, социальной важности его эффективного функционирования трудовой рынок нуждается в том, чтобы квалифицированно и грамотно государство его регулировало. Естественно, что создание эффективной регулирующей системы в трудовой сфере занятости является наиболее важной социальной задачей, проводимых в РФ реформ.

Значительную роль в обеспечении занятости играет государство.

Переход РФ на систему рыночной экономики, который осуществляется в данный момент времени связывается с огромными проблемами, а также с тем, что начинают возникать большое количество как социальных, так и экономических проблем.  Одна из таких проблем считается проблема занятости, которая непосредственно связана с работниками. На основании этого и проявляется актуальность данной темы курсовой работы.

Целью курсового исследования является исследование и изучение вопросов безработицы.







ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

1.1 Понятие безработицы и причины её образования



Безработица является важным социально-экономическим явлением, при котором какая-то часть рабочей силы не занята в производстве продукции или оказанием услуг. Безработные вместе с занятыми населением формируют рабочую силу государства. В реальной общественно-экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Необходимо отметить, что к безработным как правило относятся не только уволенные по разным причинам, но и лица, которые сами оставили работу и предпринимающих попытку найти новую. 

Структура безработицы по её причинам включает четыре главные категории рабочей силы:

a) Потерявшие работу в результате увольнения;

б) добровольно оставившие работу;

в) пришедшие на рынок труда после перерыва;

г) впервые пришедшие на рынок труда.

Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Наука экономики неоднократно пыталась понять причины безработицы. Одну из наиболее первых таких попыток предпринял французский экономист Ж.Б. Сэй. Рынок рабочей силы ученый рассматривал как частный случай закона спроса и предложения.

Кривая спроса на рабочую силу отражает спрос на труд со стороны предпринимателей. Кривая предложения труда отражает его величину на основании изменения уровня зарплаты. Согласно закону Сэя цена полагается возрастающей функцией спроса и убывающей функцией предложения. В соответствии с давлением конкуренции потребителей и продавцов-цена определена равновесием спроса и предложения. Вывод из закона Ж.Б. Сэя очень понятен: причина безработицы в очень высоком уровне зарплаты.

Закон рынка труда Ж.Б. Сэя вызывал сильную полемику, продолжавшуюся уже полтора столетия. Мысль автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда подвергнул критике английский экономист Томас Мальтус (1766 - 1834). По мнению ученого, и капитал и население в течение длительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на товар. Фактором уменьшения спроса считается сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Соответственно, факторы безработицы необходимо находить в слишком быстром росте населения. Современный опыт социального развития показывает, однако, что во многих высокоразвитых государствах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, но безработица все равно существует. Значит ее причины - в другом.

Абсолютно противоположное объяснение причин безработицы дает Карл Маркс [5, стр.312]. По мнению Маркса, причина безработицы - не рост зарплаты, не быстрые темпы роста населения государства, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, который авансируется на приобретение рабочей силы, увеличивается более медленными темпами в сравнении с постоянным капиталом, авансируемым на приобретение производственных средств. Другой причиной является банкротство компаний в условиях рыночной системы экономики. Факторами, которые усиливают безработицу, считаются кризис и спад, миграция сельского населения в город.

Безработица считается типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, выражающаяся в том, что некоторая часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка. Вывести безработицу из состояния циклического экономического развития стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. 

	Главной заслугой Кейнса в разработке теории безработицы считается то, что он представил логическую модель механизма, который раскручивает экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс отметил, что по мере увеличения национального хозяйства в развитом рыночном хозяйствовании у большинства населения не весь доход потребляется, некоторая его часть преобразуется в сбережения. Для предотвращения превращения их в инвестиции нужно иметь определенный уровень эффективного, потребительского и инвестиционного спроса. Сокращение потребительского спроса уменьшает интерес вложения капитала, и, как правило, падает инвестиционный спрос. При уменьшении стимулов к инвестированию производство не сможет расти и развиваться, и даже может свернуться окончательно, что может привести к безработице. [5, стр.311] 

Динамика, уровень и структура безработицы в различных государствах в разные периоды очень различаются. Для исследования безработицы необходимо использовать следующие показатели:

уровень безработицы;

продолжительность безработицы.

Очень интересной является трактовка безработицы известного английского ученого-экономиста А. Пигу, который в своей книге “Теория безработицы" (1923 г.) обосновывает тезис о том, что на трудовом рынке осуществляется несовершенная конкуренция. Такая конкуренция гарантирует завышение трудовой цены. Исходя из этого большинство экономистов отмечали, что руководству предприятия выгоднее оплачивать высокую зарплату более квалифицированному специалисту, который способен увеличить стоимость выпуска товаров. За счет высокопроизводительного труда предприятие может сократить рабочий персонал. В своей книге ученый конкретно обосновывает мнение, что всеобщее уменьшение денежной зарплаты может стимулировать занятость. Но все же данная теория не может дать полного объяснения причин безработицы. Да и статистика не может подтвердить положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы. Новейшие методы к этой проблеме представил в своей знаменитой работе английский экономист Олбани Филлипс (1914 - 1975). Книга вышла в свет 1958 г. Он обобщил в своей работе всю статистическую информацию по Великобритании за 1861 - 1957 гг. Филлипс построил кривую, которая характеризует взаимосвязь между среднегодовым ростом зарплаты и безработицей. Данная взаимосвязь стала обратной: если заработная плата выросла быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Кривая О. Филипса оказалась вогнутой относительно оси ординат: одному и тому же приращению заработной платы соответствовало сравнительно небольшое сокращение безработицы при низком ее уровне и значительное - при высоком. [5, стр.315]

Сам О. Филлипс очень осторожно подходил к моделированию, которая была выведена им зависимости, указывая, что для заключительных выводов нужно наиболее конкретное изучение взаимосвязи между безработицей и ставками зарплаты. Но последователи Дж. М. Кейнса начали связывать кривую О. Филлипса с ростом цен, и, соответственно, с инфляцией. На ординату оси начали откладывать уже не прирост номинальной зарплаты, а прирост цен, уровень инфляции, полагая, что рост заработной платы автоматически приводит к росту цен, к инфляции. Новое моделирование ситуации на трудовом рынке дали монетаристы, разработавшие теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель.

На основании концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна только для коротких временных периодов и в том диапазоне, когда увеличение зарплаты соответствует реальному росту потребления благ, реальному повышению трудовой производительности. 

1.2 Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы



Существует два показателя, дополняющие друг друга, которые характеризуют состояние безработицы. Данными параметрами считаются уровень и продолжительность безработицы. Первый показатель определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, которые живут как правило на доходы от своего труда. Но в отдельности этот параметр не может дать необходимую информацию о состоянии трудового рынка на основании занятости. Данный факт вызван тем, что этот параметр отражает долю безработных в дееспособном населении, не учитывая фактор времени. Исходя из этого, более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким.

Небольшие сроки длительности безработицы доказывают мобильность рабочей силы, интенсивность миграционного потока трудовых ресурсов, наличие добротной информационной системы, развитие инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве.

На основании факторов безработицы, следует сформулировать ее особо важные виды. 

Виды безработицы:

Фрикционная;

Структурная;

Циклическая;

Застойная;

Добровольная; 

Сезонная;

скрытая.





1) Фрикционная безработица. 







Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. 

Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. 

Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. 

В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места.











Помимо этого, рабочие неожиданно для себя, могут оказаться уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным.

Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей.

В какой-то мере эта безработица является желательной, т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу.

Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие её технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться, безусловно, позитивным процессом, так как высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь, к тому же, и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате, сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.

Другой классической формой безработицы является циклическая безработица. Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать. Причины этого достаточно понятны: модель "шоковой терапии", приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.

Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Застойная безработица наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих ее.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых "бомжей" не привели к переориентации этой категории населения.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью. ?2, стр.119?

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.


§ 1.3 Социально-экономические последствия безработицы



Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.

В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:

Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.

Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.

В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия.

1. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).

Естественный уровень безработицы - это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т.е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.

Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т.е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости.

Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает вследствие превышения естественного уровня безработицы. Американский экономист Артур Оукен (1928 - 1980) сформулировал закон, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра 2,0 - коэффициент Оукена.

2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.

3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.

4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.

5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т.п.). Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы. ?3, стр.124-125?






ГЛАВА 2 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ.



§ 2.1 Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости



В России была создана основательная правовая база регулирования занятости трудоспособного населения. В ст.37 российской Конституции были регламентированы базовые основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 

Государственное направление в данной сфере деятельности следует из международно-правовых актов. Так, например, на потребность создания правительством всех необходимых условий для наиболее широкого существования права на труд содержится в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. А Всеобщая декларация прав человека 1948 года в статье 23 регламентирует право каждого гражданина на труд, на предоставление свободного выбора работы, на справедливость и безопасность во время работы, а также защищенность в случае временной нетрудоспособности и безработицы. А в статье 25 этого же документа указывается на то, что каждый гражданин имеет право рассчитывать на тот жизненный уровень, который может позволять сформировать себя в роли личности, а также принимать участие при производстве различных благ для общества.

Ряд конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда посвящается отдельным определённым аспектам государственной политики в сфере содействия трудовой занятости. А именно, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» -не ратифицирована (1988г.). Необходимо отметить, что на своей первой сессии в 1919 г. Международная Организация Труда приняла Конвенцию «О безработице». В ней были отражены ключевые подходы и методы к регулированию деятельности бесплатных государственных служб занятости. При определении правового статуса негосударственных служб по трудоустройству необходимо учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости». На основании данной Конвенции указанные службы могут способствовать более эффективному т рациональному функционированию трудового рынка, одновременно указывая на потребность в создании гарантий социальной безопасности граждан, которые ищут работу при помощи данных частных агентств.

В современных условиях развития государств, рыночной экономики и рынка труда наибольшую актуальность начинает приобретать анализ документов, которые были приняты на Совете Европы. В особенности следует отметить, что Конвенция о защите человеческих прав и основных свобод запрещает принудительный труд. 

Ключевые направления российской государственной политики по содействию реализации гражданских прав на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости. 








В основе системы государственной политики в сфере труда и занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. В качестве органов и служб, которые помогают гражданам трудоустроиться выступают государственные органы и негосударственные частные организации.  

К государственным органам по трудоустройству населения относятся органы по вопросам занятости трудоспособного населения, и органы, которые занимаются трудоспособных граждан отдельных категорий.  Следует отметить, что потребность в создании специализированных органов, которые осуществляют посредничество при нахождении работы, регламентируется международными трудовыми актами. Так, например, Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948г.) обязывает правительство создавать бесплатные службы и органы занятости, главная цель которых – обеспечение влияния на рынок труда для того, чтобы достичь поддержания полной занятости. 

На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения. В каждом из субъектов РФ существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. 

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. 

Права и обязанности федеральной службы занятости:

анализировать и прогнозировать рыночное состояние труда;

вести учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства;

информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; а также выплачивать стипендии за период учебы;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работником и другим категориям населения;

регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

В конце января 2014 года, по оценке статистиков, в РФ 6 миллиона граждан не имели работы, но активно занимались ее поиском. В органах государственной службы занятости на учете состояло 2 миллиона неработающих граждан, из них 1,6 миллиона граждан имеют статус безработного. Пособие по безработице было назначено почти 1,5 миллиона человек.

Все услуги федеральной государственной службы, которые связаны с обеспечением занятости человека, предоставляются абсолютно бесплатно. Финансирование мероприятий, которые связаны с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета. 

Наиболее распространённым местом на сегодняшний день в России в вопросах регулирования занятости является биржа труда. Биржа труда – это государственное учреждение, которое осуществляет посреднические функции между рабочими и работодателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Основные направлениями деятельности бирж труда:

	регистрация безработных;

	регистрация вакантных мест;

	трудоустройство безработных и других лиц;

	изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;

	тестирование лиц, желающих получить работу;

	профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

	выплата пособий.

К негосударственным органам и агентствам по трудоустройству населения следует отнести различного рода организации по трудоустройству. В 1997 г. на 85-й сессии МОТ были одобрены Конвенция № 181 и Рекомендация № 188, которые были посвящены частным негосударственным службам занятости. Данные правовые акты допускают и легализуют деятельность разных по характеру частных негосударственных трудовых бирж и одновременно предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы обеспечить социальную защиту работников, пользующихся услугами данных бирж. Конвенция №181 дает широкое определение службам занятости. Частные службы занятости - это любое физическое или юридическое лицо, которые никак не зависит от государственных властей и осуществляет: посреднические услуги при устройстве на работу, содействие в поисках трудоустройства, наем сотрудника с целью предоставления его третьим лицам, прочие услуги, которые оказываются лицам, ищущим работу.



§ 2.2 Факторы, способствующие безработице в России



Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

условная безработица (непостоянная работа);

временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

структурная безработица (переориентация, закрытие, банкротство);

вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;

безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах-заводах вследствие остановки предприятий;

первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. ?8, стр.63-64?

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.





§ 2.3 Пути снижения безработицы, государственная политика занятости



Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

разрешение трудовой эмиграции;

активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. ?7, стр.289?

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение "О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости".

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости. ?1, стр.54?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;

устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44